В декабре 2012 года студия Mardesign участвовала в V Всемирный конгресс татар в г. Казань.
На приеме от им. Президента РТ мы лично познакомились с Рустамом Нургалиевичем и вручили ему набор татарских открыток. Президент Татарстана высоко оценил качество исполнения и подчеркнул необходимость подобных продуктов.
В рамках секции «Татарское информационное пространство: реалии и перспективы» в IT-парке Марданшин Айдар выступил с докладом и презентацией «Татарский дизайн: прошлое, настоящее и будущее».
Тезисы выступления:
«…Татарская культура, а сейчас все чаще мы слышим дизайн, зародилась не вчера, и своими корнями уходит в эпоху палеолита и Великого переселения народов. Первые очаги культуры и обычаев мы можем наблюдать к началу X века нашей эры при становлении Волжской Булгарии.
Важную роль в развитии культуры занимает место проживание наших предков, а именно на пересечении Великого Волжского, а по некоторых источникам Балтийского-Волжского пути. Это отразилось на слиянии, смешении и дополнении культур и ценностей. Многое в татарской культуре мы видим заимствованного из стран Европы, Прибалтики и Скандинавии.
Главным источником вдохновения и роста культуры, мы считаем, пришло после добровольного принятия татарами Ислама в 922 году. Это позволило внести в культуру большое количество растительного орнамента и природных красок.
Подводя итог вышесказанному хотелось подчеркнуть, что татарская культура в основном сформировалась благодаря: самобытность татарского народа, пересечение торговых путей и принятия Ислама.
А теперь о современном состоянии татарской культуры. Это никак не относится к деятельности Министерства культуры РТ. Это относится к современному представлению других народов России и за рубежом о татарах. А именно о татарском дизайне.
В эпоху электронных коммуникаций главным источником сохранения и передачи культуры становится Интернет. В 90-х годах, когда зародился Интернет главенствующую роль играла не культура, а техника. В силу того, что программисты являлись и главными дизайнерами, дизайн оставался второстепенным и финансировался по остаточному признаку. Низкое развитие техники накладывало дополнительные ограничение на полном представлении культуры через дизайн сайтов. Много до сих пор сталкиваются с данной проблемой. Все трансформации и изменения должны подчеркивать принадлежность к культуре. Согласен, только относительно сайтов государственных учреждений, т.к. там «другая культура» и они обязаны ей подчиняться и быть нейтральными. На данным момент самый большой вклад в сохранение культуры внесла Франция, отцифровав большую коллекцию Лувра. Смотря в будущее, можно смело заявить, что мы будем полностью зависеть от технологий, и нас ждет полное слияние культур. И надо быть готовым к этому. Перед нами стоит задача сохранения и передачи татарской культуры в Интернете.
И как итог я хотел поделиться мыслью, которой я со своим научным руководителем пришли в ходе подготовки диссертации. Многие задаются вопросом сохранения культурной идентификации и стараются из прошлого копировать в настоящее. Мы считаем, что если татарин создал новое течение в искусстве, то это татарское, если изобретены новые идеи в дизайне, то это татарская культура. Если идентифицировать себя с татарской культурой и творит вдохновляясь накопленным опытом, то все должно нести отпечаток культурного наследия. Все в наших руках!»
Скачать презентацию 14,3 Мб